Немного о фиках, или 10 шагов к успеху

Статья написана Анонимным Автором, который попросил не указывать его имя.

Перо и бумагаКонкурсы рассказов на блоге (да и темка с фанфиками) навевают мысли, которыми захотелось поделиться. Может, не все они правильны. Но, надеюсь, каждый узнает в этой статье что-то новое для себя.
Внимание! Я ни о ком не говорю конкретно. Если кому-то показалось, что я описываю отдельно взятого писателя – это неправда.

А всё-таки каковы они, секреты удачного фика? Как занять достойное место на конкурсе? Каким образом нужно излагать мысли, чтобы читатели к тебе потянулись? Именно читатели, а не друзья, которым просто хочется поддержать тебя?

1) Грамотность
Многие, обнаружив восемь ошибок на одной только строчке, бросают чтение. Никого уже не интересует захватывающий сюжет, затаившийся в рассказе. Ошибки просто портят впечатление, и всё!
Программа минимум: набирай свой шедевр в Word, а потом просто копируй и отправляй на конкурс. Избавишься от банальных ошибок вроде «калесо».
Программа максимум: читай больше книг! Именно книг, где ошибки исключены, а не ерунды, которой полон Интернет. Грамотно написанных фанфиков много, но хаотичной бессмыслицы ещё больше. Будь избирательным, когда читаешь фик.

2) Краткость
Кто там жалуется, что шесть тысяч символов – мало? Представь, что тебе дали все двадцать тысяч. Кто-то ведь просто бросит читать на полпути. А рассказов много.
Программа минимум: убирай ненужное. Например, не стоит описывать платье Блум в Энчантиксе (думаю, все и так его видели). «Ясное голубое небо» — тоже нелогично, ибо тёмное небо не может ясным.
Программа максимум: помни избитое «Краткость – сестра таланта». Пусть мысль будет выражена ярко, но метко. Сжато писать – искусство, которым, однако, при желании можно хорошо овладеть.

3) Ясность языка
Не думаю, что в фике место смайликам (а также сердечкам, звёздочкам и т.п.). Не лучше ли выразить эмоции словами?
Сторонись повторов.
Избегай штампов и заезженных поговорок! В первый раз «панталоны Даркара» воспринимались на ура, во второй – терпимо, а в десятый уже не смешно (скорее глупо).
Осторожнее с метафорами и сравнениями. Не пиши «глаза цвета индиго», если не знаешь, какой это цвет.
Программа минимум: чтобы не было нелепости, перечитывай рассказ несколько раз. Дай прочитать кому-нибудь другому – свежий взгляд всегда полезен.
Программа максимум: расширяй кругозор, читай книги – да, снова! Не любишь читать – не пиши.

4) Тема
Прочитав тему конкурса, несёшься к перу? Не спеши, обдумай всё. Не придёт ли на ум новая, оригинальная идея? Часто ведь оказывается, что три четверти рассказов дублируют друг друга.
Программа минимум: тщательно выбирай тему, не торопись. Вспомни героев второго плана, о которых так мало было сказано. Если персонажа надо придумать, постарайся сделать его непохожим на других.
Программа максимум: мысли неординарно, тренируй фантазию. Постоянно что-нибудь придумывай, самое удачное воплощай.

5) Новое лицо: никаких трафаретов!
Когда нужно написать о вымышленном персонаже, все почему-то кидаются придумывать фею. Ну, не все, убедили! Процентов семьдесят – точно. Причём фея эта часто:
1. красавица
2. умница
3. настолько сильная, что непременно побеждает во всех битвах
4. освобождает мир от порабощения злом
5. принцесса
6. не знает своих настоящих родителей (но потом их находит)
7. состоит целиком из достоинств
Что и говорить, мы получаем дубликат Блум. Скучища.
Есть, правда, девочки-бунтарки, которые не любят фей. И они начинают химичить, придумывать ведьму:
1. злую на весь мир
2. обожающую готический стиль
3. самую сильную в своей чёрной ярости
4. ранимую в душе
5. ненавидящую фей
6. гордую и одинокую
Если фея – сплошное лакомство, то ведьма – полностью отрава. Без каких-либо просветов. Да, немногим интереснее, чем первый образ… Поначалу.
Ну и третья грань. Специалист. Чаще всего вводится в рассказ, чтобы придать значимости фее или ведьме. Типа приложение.
1. сильный
2. храбрый
3. красивый
4. умный
Список можно продолжать до бесконечности…
Создать неординарного героя – нелегко, но интересно. Практикуйся, описывай как его слабости, так и яркие стороны. Не пиши, какой он хороший – покажи его в действии.
Программа минимум: не копируй чужих героев, избегай банальных принцев и принцесс с известных планет. Придумай новое существо, новую планету, новое имя! Не пиши, что герой живёт в Ницце, если сама никогда там не была. Не нагромождай миллион необычных качеств, но не делай персонажа безликим. Выделяй главные черты.
Программа максимум: если есть время и место, чтобы развернуться, покажи внутренний мир героя, его чувства и переживания, его друзей, его семью, интересы… Дай ему ожить. Не пиши анкет с пунктами «день рождения», «любимый цвет», «любимый сорт апельсинов» и проч., ведь это может и не пригодиться. Если персонаж нравится, то неважно, родился он первого апреля или пятого августа. Если не нравится – то и подавно.

6) Идея
Итак, тема – то, о чём говорится в тексте. Идея – основная мысль. Это совершенно разные понятия!
У многих фиков нет никакой идеи.
«Блум пошла на свидание. Она красиво оделась. Всё прошло прекрасно, все счастливы».
Нет, я конечно рада за Блум. Но это рассказ ни о чём. Гораздо интереснее так:
«Блум пошла на свидание, по дороге ей встретился незнакомец, который просил о помощи…»
Дальше можно сказать, что Блум, как добрая и милая девочка, помогла кому-то с их заоблачными проблемами. Отсюда вывод: Блум – отзывчивая, милосердная фея.
Можно и не помогать. Итог будет другой: она чёрствая и холодная. И тут автор призывает читателей не быть бездушными, как Блум.
Пустой рассказ, даже если написан грамотно, всё равно какой-то серый. Хочется спросить: автор, что ты хотел сказать этим? К чему ты привёл читателя? Какой он должен извлечь из этого урок?
Программа минимум: написав рассказ, подведи мысленную черту и придумай какой-нибудь призыв, девиз, который определил бы все шесть тысяч символов. Просто так, для себя. Например, так: «я на примере Стеллы показала, что тщеславие не приносит пользы». А девиз может быть таким: «не будь тщеславным!»
Программа максимум: не надо открыто говорить, что хорошо, что плохо. Нарисуй ситуацию, поставь перед героем выбор. Пусть это будет не более чем намёк. Математика – точная наука, а литература – завуалированная.

7) Проблема
Пусть персонаж борется, ошибается, выбирает. Да здравствуют приключения и интрига!
Программа минимум: не забудь, что в конце фика или рассказа герой должен разрешить всё, что на него навалилось.
Программа максимум: можно завязать даже несколько узлов для пущего интереса. Одна основная проблема и несколько второстепенных. Повторюсь: не забудь в конце развязать эти узелки!

8) Простота
Не стоит закручивать пафосные обороты, плести невообразимые сравнения. Расскажи о чём-то простом, понятном каждому.
Оставь заумные трактаты, преисполненные мудрости, особенно если они тяжело читаются. Это не доклад. Чтение фика не должно напрягать.

9) Вдохновение
Нет вдохновения, не знаешь, о чём писать? Тогда брось. Процесс должен быть лёгким и доставлять удовольствие. Вымученные строчки читать сложно.

10) Вперёд!
Побеждают те, кто старался, кто стремился и прилагал усилия.

Напоследок хочу отметить, что хорошему автору не нужно подстраиваться под интересы публики и думать о том, как бы понравиться ей. Настоящий автор пишет ради процесса, потому что ему нравится это. Если стремишься к сотне комментов или первому месту — ты на ложном пути.

65 thoughts on “Немного о фиках, или 10 шагов к успеху

  1. Лерка Апельсинова пишет:
    09.07.2013 в 13:48

    Очень полезная и познавательная статья. Мне очень понравилось.
    _-_-_
    яна пишет:
    А что такое фик
    -_-_-
    Фик — это сокращенно фанфик.

  2. Черная Кьюуша, которая забыла свой пароль пишет:
    13.07.2013 в 17:00

    Хех) Автор, вы забыли о том замечательном типе хикки-феечек, которые не хотят быть феечками, но их все равно запихивают в Алфею, где их все ненавидят, которые не желают налаживать контакты с окружающим миром, и в итоге или все же сваливают в Обл. Башню к всеобщей радости, или идут захватывать мир, попутно с особой жестокостью прикаючивая Винкс. Не знаю, можно ли такого персонажа назвать Мэрисью, но на последнем конкурсе их было достаточно. Это к тому, что идея не новая.
    Еще совет фикрайтерам — избегайте слов типа «блондин», «синеволосый» и прочих «рыжих» для обозначения персонажа. «Блондины» — ваш враг. У вас есть имя, фамилия, род занятий (напр. «фея») и местоимения. Вам этого мало?
    Статья в принципе полезная, но немного К.О. Таких статей толпы на ф-буке, но здесь прокатила потому, что никто до этого не писал ничего подобного. Так что let it be х)

  3. Musika Musika пишет:
    13.07.2013 в 17:17

    Хорошая статья. Но, в принципе, ничего нового для себя открыть не удалось. Хотя, редко есть возможность использовать все советы. Пункт 5 может не соблюдаться тут же из-за 4 пункта, если тема, например, «Внутренний мир Стеллы», то как же ты сделаешь новое лицо?! Но тут, конечно же, все дело в фантазии. На счет краткости. Это в точку. У некоторых получается 9-10 тысяч символов, мне же иногда приходиться додумывать. Не делаю ненужных пауз во время рассказа, и вам не советую. В принципе, с автором можно согласиться.

  4. Владлена Владлена пишет:
    13.07.2013 в 17:34

    Угу, род занятий — офигенное такое обозначение, когда у нас на баллансе шесть фей и пять рыцарей — к фее хоть волшебную псевдостихию прикрутить можно, а парней что, по типу оружия? Этак одного только Набу через род занятий обозначишь — только потому, что, кроме него, единственный колдун — Салладин — а их в контексе перепутать сложно. А вот о ком из фонтаросовцев (пять центральных плюс сотня эпизодальных) автор скажет «специалист» — милый наш читатель, откопа… э-э, догадайся сам!

    Автор, вы забыли о том замечательном типе хикки-феечек, которые не хотят быть феечками, но их все равно запихивают в Алфею
    Кстати, в пятом сезоне на заднем плане в Алфее мелькала очкастенькая душка, явно не поддерживающая общефейские тенденции http://s5.uploads.ru/DRq50.jpg
    Хотя сомневаюсь, что и в Алфею, и в Облачную Башню можно кого-то «запихнуть». Еще в конкурсе про «Первый день» цепанул момент — девицу, которой МАМА пишет запросы в высшую школу, к ведьмам банально принимать бы не стали, чай не ясельки, в которые кого-то приводят за ручку.

  5. S t e l k a S t e l k a пишет:
    15.07.2013 в 15:55

    последние три пункта — моя большаааая проблема.

  6. Mika L. Mika L. пишет:
    16.07.2013 в 17:37

    Отличная статья) Всё лаконично изложено, кратко и по делу:))) Автор молодец)
    Всеми этими принципами всегда стараюсь руководствоваться, когда что-либо пишу…:3

  7. Yavanna Kementari Злая Текна пишет:
    23.07.2013 в 12:22

    1) — С этим проблем не возникает.
    2) — Иногда пишу даже слишком кратко.
    3) — У меня с этим как-то неочень.
    4) — Я тему никогда не обдумывала.
    5) — Я писала про ОСку только один раз. Это была ведьма. Но она была больше похожа не фею…
    6) — Бооольшие проблемы.
    7) — Не было такого.)))
    8) — Даже не знаю…)
    9) — Переменчиво.
    10) — Проблемища!

  8. ДеЛьФиН @Снежная@ пишет:
    13.11.2013 в 22:33

    Программа максимум: читай больше книг.
    ————————-
    Во-во вот я и их читаю. По ним пытаюсь в вдохновение создавать рассказы. В книгах можно найти больше информации, чем в интернете.

  9. Sternede Schrei StarScream пишет:
    14.01.2014 в 20:54

    правильно,особенно N10

  10. Puella Januaria Puella Januaria пишет:
    26.06.2014 в 15:08

    Тележку печенек Анонимному Автору статьи, он молодец :)

  11. Kaktus пишет:
    26.06.2014 в 16:20

    Программа максимум: читай больше книг.
    ————
    А вот это уже чисто субъективно. Не всем помогают книги. Далеко не всем. И люди, которые не любят книги, могут писать лучше самого заядлого книгомана. А грамотность и с опытом приходит. Или с Wordом

  12. Дафна Дафна пишет:
    03.10.2015 в 16:49

    О, полезно. Спасибо автору.

  13. Владлена Владлена пишет:
    03.10.2015 в 17:17

    Как можно пускать подряд пункты сьюшности «состоит целиком из достоинств», а потом отождествлять с Блум?! Даже ООС-сьюшники чаще используют Музу.
    Анкету с пунктами про любимый сорт апельсинов написать надо, но не надо вставлять в готовое произведение. Она должна быть под рукой у самого автора, чтобы случайно не написать сначала, что герой Козерог, а потом упомянуть празднование его дня рождения летом, или не упомянуть аллергию на апельсины, а потом с восторгом ими угощать.
    «Никогда не бывала в Ницце» — вообще аут, когда мы говорим о фанфике про волшебные королевства, в которых В ПРИНЦИПЕ никто не был. Да и вообще, для произведения, где ради экономии букофф нельзя написать, что ясное небо — голубое (да-да, ночное звездное небо тоже ЯСНОЕ, а облачное вечернее тоже бледно-голубое), не требуют личного опыта присутствия — википедии и чьих-нибудь туристических статей вполне достаточно для штриховой атмосферы.

  14. Дафна Дафна пишет:
    04.10.2015 в 12:25

    Владлена пишет: «Никогда не бывала в Ницце» — вообще аут, когда мы говорим о фанфике про волшебные королевства, в которых В ПРИНЦИПЕ никто не был.

    Вот именно, что никто ни был — можно напридумывать что хочешь. А про реальные страны лучше описывать какие-то элементарные традиции, знать какие-то основные достопримы или хотя бы какая там погода…

  15. Александр пишет:
    11.12.2015 в 19:25

    А интересно… Если я не был в Ницце, а пишу Фанфик о Волшебном Мире, где есть тоже такое название Местности???:):):)

    Хотя статья правильная. Ошибки часто принаписании допускают!

    Особенно бесят Ошибки в Словах и БезГрамотность Автора!!! Я про Фанфики пишу это, а не про Статью!:)

Добавить комментарий

Комментируйте только по теме. Для прочего общения на этом блоге есть специальный форум. Если вы напишите "Привет", или "Поговорите со мной", или "Настя, а ты откуда и сколько тебе лет" и тому подобное в любой другой теме, то эти сообщения будут удалены модератором.